+7 960 220-93-93
+7 8112 72-77-33

Статьи о недвижимости

Кадастровая стоимость: как исправлять ошибки в 2017 году

С 1 января 2017 года вступает в силу новая редакция закона о кадастровой стоимости. Ошибки в проведении кадастровой оценки можно будет исправить до внесения данных в ЕГРП, также выделено четыре типа ошибок расчета кадастровой стоимости. Новая редакция Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗС «О кадастровой оценке» (далее — Закон № 237-ФЗ) вступает в силу с 1 января 2017 года. Установление и оспаривание кадастровой оценки будет регулироваться как новым законодательством, так и действующими сейчас положениями о процедуре оспаривания кадастровой стоимости главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и главой 28 КАС РФ. Изменения коснутся, в частности, ошибок в расчете кадастровой стоимости. 

Исправление ошибки в расчете кадастровой стоимости до внесения в ЕГРП. 

Согласно Закону № 237-ФЗ функции по проведению кадастровой oценки передаются специальным бюджетным учреждениям, которые будут наделять такими полномочиями исполнительные органы власти субъекта РФ (областное правительство, администрации края и т. д.). Эти бюджетные учреждения будут не только определять кадастровую стоимость при проведении ГКО, предоставлять разъяснения по вопросам определения кадастровой стоимости, систематизировать информацию о рынке недвижимости, но и рассматривать обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (ст. 6, 7 Закона № 237-ФЗ). Тем самым все отдается на уровень субъекта, что, возможно, не лучшим образом будет влиять на независимость оценки. Контроль со стороны теперь практически исключен. Но при этом Закон № 237-ФЗ предусматривает новый механизм исправления ошибок на стадии утверждения кадастровой стоимости путем обращения в бюджетное учреждение. По итогам определения кадастровой стоимости (за исключением проведения внеочередной ГКО) бюджетное учреждение в соответствии с требованиями к отчету будет составлять в форме электронного документа промежуточные отчетные документы (проекты отчета об оценке), которые содержат в том числе: информацию об объектах недвижимости, включенных в перечень (кадастровые номера, адреса (при наличии)), характеристики объектов недвижимости, содержащиеся в перечне; информацию о характеристиках объектов недвижимости, использованных при определении их кадастровой стоимости, или о недостаточности информации о характеристиках объектов недвижимости, необходимых для определения их кадастровой стоимости (с указанием недостающей информации); описание процесса определения кадастровой стоимости с указанием определенных значений кадастровой стоимости (п. 7 ст. 14 Закона № 237-ФЗ). Затем бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня составления промежуточных отчетных документов размещает их на своем официальном сайте, направляет сведения о размещении в Росреестр. Последний в течение десяти рабочих дней со дня получения промежуточных отчетных документов проверяет их на соответствие требований к отчету. После проверки и устранения несоответствий (если они были) Росреестр размещает в фонде данных государственной кадастровой оценки сведения и материалы из промежуточных отчетных документов и их месте размещения на официальном сайте бюджетного учреждения на 60 дней. Это время выделено специально для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости (п. 8–12 ст. 14 Закона № 237-ФЗ) Замечание к документам должно содержать: фамилию, имя и при наличии отчество физлица, полное наименование юрлица, номер телефона, электронную почту (при наличии) лица, представившего замечания; кадастровый номер и (или) адрес объекта недвижимости, в отношении определения кадастровой стоимости которого представляется замечание к промежуточным отчетным документам; указание на номера страниц промежуточных отчетных документов, к которым представляется замечание (по желанию). К замечанию также могут быть приложены документы, подтверждающие наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также декларация о характеристиках объекта недвижимости (п. 17 ст. 14 Закона № 237-ФЗ). 

Четыре типа ошибок при определении кадастровой стоимости. 

В соответствии с новым законодательством ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости, делятся на единичные и системные, а также на технические и методологические. Единичные — те, которые повлияли на величину кадастровой стоимости одного объекта недвижимости, системные — допущенные при определении стоимости нескольких объектов. К техническим ошибкам относятся описка, опечатка, арифметическая или другая подобная, а к методологическим — несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о ГКО. Соответственно, выделяют единичные технические и единичные методологические ошибки, а также системные технические и системные методологические ошибки (ч. 2 ст. 21 Закона № 237-ФЗ). Заявить об исправлении всех единичных ошибок можно в бюджетное учреждение после дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия аналогичного акта по очередной кадастровой оценки либо до дня включения в ЕГРН кадастровой стоимости, определенной по итогам оспаривания кадастровой стоимости (ч. 4 ст. 21 Закона № 237-ФЗ). Обратиться с заявлением об исправлении системных технических ошибок можно со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия аналогичного акта по очередной государственной кадастровой оценке (ч. 5 ст. 21 Закона № 237-ФЗ). Если наличие ошибки подтвердится, бюджетному учреждению на пересчет дается 60 дней (ч. 15 ст. 21 Закона № 237-ФЗ). Решение бюджетного учреждения по итогам рассмотрения обращения можно оспорить в суде (ч. 22 ст. 21 Закона № 237-ФЗ). Обратиться с заявлением об исправлении ошибок можно будет напрямую в бюджетное учреждение или в МФЦ лично, отправить почтой или через интернет, включая портал госуслуг (ч. 6 ст. 21 Закона № 237-ФЗ). Заявить об исправлении ошибки могут компании и физические лица, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, а также органы госвласти и местного самоуправления (ч. 3 ст. 21 Закона № 237-ФЗ).